Жители региона требуют автономии от Варшавы.
Польские СМИ живо отреагировали на идею главы Чечни Рамзана Кадырова оказать поддержку силезским автономистам после завершения СВО на Украине.
Силезия – регион, периодически бывший то под немецким, то под польским владычеством и разделённый по итогам Второй мировой войны между Германией, Чехословакией и Польшей. Польше достался самый большой в территориальном отношении кусок, которого хватило на образование на присоединённых землях пяти воеводств.
Немецкое культурное влияние всегда было сильно в польской Силезии, а с 1990 года с образованием Движения за автономию Силезии (Ruch Autonomii Śląska) приняло политический окрас. Варшава утверждает, что ДзАС финансирует Берлин. И дело не только в культурной близости силезцев немцам. В Силезии сосредоточены основные польские запасы меди, каменного угля, цинка, железной руды, серы, никеля, мрамора, гранита. Доля горнодобывающей и металлургической отрасли в структуре польской экономики выше общеевропейского уровня, и всё благодаря Силезии.
ДзАС входит в Европейский свободный альянс (ЕСА) – международное объединение политических партий, отстаивающих интересы национальных меньшинств вплоть до автономии и независимости. Польскую Силезию часто сравнивают с испанской Каталонией. Каталонцы тоже входят в ЕСА, как и шотландцы, баски, фламандцы и т. д.
Определённая часть силезцев хочет автономии в составе Польши. У автономистов есть свой лидер – Ежи Гожелик. Он отстаивает идею существования силезской идентичности, причём предельно расширяет её границы. Силезцы для Гожелика – это не только те, кто здесь родился и вырос, но и те, кто долгие годы проживает в регионе и пропитался его культурой.
По сути, Гожелик говорит о формировании не этнической, а политической идентичности силезцев. В своё время этим путём пошла Украина, объявив в 1991 г., что украинцы – это все, кто проживают в границах Украины – хоть буряты, хоть грузины, хоть евреи. На практике это обернулось подавлением национального многообразия и тотальной украинизацией.
Такая модель – это модель европейского государства-нации, где идентичность человека определяется не по его происхождению, а по его паспорту. Албанец, курд или пуштун с швейцарским паспортом для такого государства – швейцарцы. Пока в Европе жили однообразные европейские массы народов, модель работала. Но когда туда хлынули турки, арабы, берберы, индийцы и прочие народы, которые держатся за свои традиции и обычаи, модель государства-нации начала давать сбои.
Кстати, по иронии судьбы флаг силезских сепаратистов – жёлто-голубого цвета, как и украинский. Варшава поддерживает украинских жёлто-голубых, но своих жёлто-голубых в Силезии подавляет.
Силезцы недовольны тем, что официальная польская историография умалчивает о том, что польская Силезия знала семь веков существования вне границ Польши. Автономисты настаивают, что антигерманские силезские восстания 1919-1921 г. были гражданской войной с целью обретения силезцами независимости и от Польши, и от Германии, а не проявлением польской национальной гордости. Силезская культура, по их мнению, нуждается в охране и бережном отношении из-за насильственных влияний культуры польской. К процессу подключились местные политики, некоторые из которых идут так далеко, что призывают признать силезский диалект региональным языком.
Силезцы знают, что в 1930-х гг. чешский писатель Эрвин Гой пытался кодифицировать т.н. ляшский язык на основе говоров чешской и польской части Силезии. Опыты над созданием отдельного ляшского языка и дискуссии о существовании ляшского народа привели к конфликту Э. Гоя с властями ЧССР. Тем не менее, несмотря на цензуру, ряд его произведений были опубликованы в Чехословакии и Советском Союзе, а его идеи поддержаны некоторыми чехословацкими литераторами. Э. Гою мировую известность принесло выдвижение в 1970 г. в кандидаты на получение Нобелевской премии.
Объектом вдохновения и символом крепости силезского духа для автономистов является историческая фигура Юзефа Кождоня (1873-1949) – чешского политика, коллаборациониста времён Второй мировой, идеолога и ярого сторонника независимости силезского народа, основателя и главы Народного Банка Силезии и Народной партии Силезии. Последователем Ю. Кождоня сегодня является Дариуш Ерчинский, польский историк и публицист, автор «Истории силезского народа», на обложке которой начертан девиз «Да здравствует независимая Силезия!». Ему же принадлежит инициатива обращения в 2006 г. к генеральному секретарю Совета Европы от имени Народного союза силезской нации с обвинениями в адрес официальной Варшавы в игнорировании существования отдельного силезского народа.
Сегодня новости вокруг Украины поглощают внимание польского общества и мировой аудитории. В целом, Варшаве это выгодно: чем больше говорят про Украину, тем меньше – про «силезскую Украину». Но сама тема автономии Силезии никуда не исчезла и будет периодически напоминать о себе.
Раскол России вдоль национальных «швов» – извечный план поляков. Ту же стратегию раскола можно применить и в отношении Польши. Кое-кто в Варшаве об этом не подумал. Если в Силезии говорят о существовании силезского народа, значит единство польской нации не так крепко, как о том заявляется официально.