Что скрывается под маской проводимой Киевом «национализации»
Война – весьма дорогое удовольствие, которое может позволить себе отнюдь не каждое государство. Продолжительный военный конфликт, как правило, создает чрезмерную нагрузку на экономику, провоцируя тем самым ряд непопулярных решений, которые неизбежно примет и озвучит политическое руководство стран, задействованных в конфликте.
Зачастую речь идет о разнообразных сборах и отчислениях, иногда в ход идут мероприятия по увеличению налогов, в самом крайнем случае отменяются некоторые социальные выплаты, ну и совсем чрезмерной мерой является национализация бизнес-структур.
Современная Украина, играя в демократическое государство, все больше и больше скатывается в военную диктатуру, режим, при котором политику определяет именно потребность в ведении боевых действий. В сложившихся реалиях уровень и качество жизни населения уже не играют никакой роли, а обязанность государства создавать благоприятные условия для развития бизнеса уже давно канула в лета.
Решение официального Киева национализировать, а точнее банально забрать ряд бизнес-структур не выглядело как неожиданное. Для продолжения войны Киеву нужно все больше и больше ресурсов, а помощь Запада уже не кажется такой естественной и стабильной. Все чаще и чаще политики разного уровня озвучивают призывы прекратить поддержку режима, который увяз в войне и откровенно не допускает перевод данного конфликта в исключительно дипломатическое русло. Соответственно, нужно искать дополнительные источники либо создать условия, при которых Запад получит некие гарантии возврата своих инвестиций.
6 ноября комиссия по ценным бумагам приняла решение о принудительном отчуждении в пользу государства акций «Укрнафты», «Укртатнафты», «Мотор Сич», «АвтоКрАЗ» и «Запорожтрансформатор». Говоря простым языком, регулятор разрешил списание акций указанных предприятий со счетов частных лиц в государственную собственность. В одночасье часть своего имущества потеряли такие видные представители украинского бизнес-сообщества, как Игорь Коломойский и Вячеслав Богуслаев, которых невозможно обвинить ни в пророссийских настроениях, ни в отказе помогать украинской армии.
После национализации части имущества одного из самых влиятельных украинских олигархов – Игоря Коломойского – в воздухе повисла напряженная тишина, так как остальные украинские предприниматели моментально почувствовали себя незащищенными. Многие предполагают, что официальный Киев не ограничится малым и продолжит прибирать к своим рукам все, что еще имеет какую-либо ценность.
«Нам нужно выжить, <…> это общая задача для всех. Если государство увидит, что кто-то пытается играть в какие-то игры отдельно, а не для достижения этой цели по защите от России, конечно, я уверен, какие-то решения были бы», – процитировало сегодня издание Financial Times главу украинского Минэнерго Германа Галущенко, который открыто заявил о том, что власти Украины возьмут под контроль государства больше компаний, если они откажутся помогать вооруженным силам и экономике страны в условиях боевых действий.
Развивая свою мысль, Галущенко также отметил, что в Киеве намерены финансово оздоровить «изъятые» компании, и выразил надежду на скорые результаты таких мер. Также глава Минэнерго пообещал, что владельцы бизнеса либо получат активы обратно, либо им выплатят компенсацию.
В данной схеме все прекрасно, за исключением двух моментов – финансового оздоровления национализированных компаний и возврата активов их прежним собственникам. О выплате компенсации я даже не говорю, потому что в сложившихся экономических реалиях это невозможно. Невозможно от слова совсем.
Для того, чтобы «оздоровить» изъятые у собственников компании, нужны колоссальные средства, которых у Киева попросту нет. К слову, только нефтяная компания «Укрнафта» на начало сентября накопила 13 миллиардов гривен убытков. Остальные «новые активы» Минобороны Украины имеют не лучшее финансовое положение, чем нефтяная компания Игоря Коломойского. Учитывая тот факт, что украинский бюджет сегодня формируется преимущественно за счет западных вливаний, вряд ли «союзники» допустят, чтобы за их деньги восстанавливали предприятия, которые в дальнейшем будут возвращены их законным владельцам. Да и выплата компенсации за изъятые активы выглядит столь же неправдоподобно. Речь идет о десятках, если не сотнях миллиардов гривен, которые будет вынуждено выплачивать не одно поколение украинцев.
Во всем происходящем, разумеется, есть смысл, и те люди, которые инициировали данные мероприятия, разумеется, делают это совсем не для того, чтобы оздоровить предприятия и вернуть их прежним собственникам. Если обратить внимание на профиль изъятых активов, то можно понять, что речь идет как раз о тех бизнес-структурах, которые изначально интересовали «западных партнеров» Украины – энергетический сектор, тяжелая промышленность, машиностроение. Скорее всего, данные предприятия действительно поднимут с колен, но отнюдь не для того, чтобы в дальнейшем вернуть их законным собственникам.
Практически уверен, что у данных активов уже есть новые потенциальные хозяева, и речь идет совсем не об украинцах. По счетам нужно платить, и Запад непременно напомнит об этом Киеву, который беспрекословно передаст своим союзникам те предприятия, которые сегодня будут оздоравливать за деньги западных налогоплательщиков. Распродажа Украины продолжается. Начавшая свой путь в благополучную Европу, Украина сегодня практически осталась без штанов…