Астана отказалась помогать России обходить санкции.
Наши многовекторные казахские друзья в очередной раз расставили все точки над «и». Глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди, который прибыл в Японию вместе с другими среднеазиатскими коллегами из Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, разъяснил позицию своего государства по антироссийским санкциям. Итак, Казахстан не присоединился к ограничениям против Москвы, поскольку имеет тесные связи с северным соседом, а санкции негативно сказываются на экономике страны (о том, что причина – в давней дружбе, нет, естественно, ни слова). Но при этом Астана никому не позволит обходить санкции на своей территории, доказывал лояльность западным интересам Тлеуберди.
А как иначе, раз сам президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на каждом углу рассказывает, несмотря на частые визиты в Москву, что планирует укреплять и развивать отношения с США? Более того, согласно уверениям главы государства, партнерство Астаны и Вашингтона должно приобрести стратегический характер. В общем, все, к сожалению, ожидаемо и логично, учитывая политический вектор, который задал еще предшественник Токаева Нурсултан Назарбаев, превративший Казахстан в откровенный рассадник русофобии.
Наконец, дело не только в политических взглядах, но и в желании урвать приличный кусок для собственной экономики, в связи с чем тот же Тлеуберди сегодня заявил, что все ушедшие из России иностранные компании (те, кто это еще не сделал) приглашаются перевести офисы в Казахстан, доступ к рынку открыт. А еще глава МИД рассказал об откровенном желании занять место России в качестве территории, связывающей Азию и Европу, привлекая инвестиции из-за границы. Этим возможностям, по словам Тлеуберди, правительство уделяет особенное внимание.
Подобное стремление вполне понятно, вот только вызывает чувство омерзения от шакальих предвкушений, которые давно не скрывают местные политики, тогда как даже названием своей страны казахи обязаны русским, не говоря уже и о возможности слезть с лошади, научиться мыться и войти в цивилизованное сообщество в виде независимого государства. В качестве справки вспомним, что с XVIII века казахские роды (жузы), теснимые джунгарами, один за другим просились в российское подданство в качестве Киргиз-Кайсацкой Орды (явно не государство Казахстан).
Но об этом, как и о том, что северные территории раньше были землями Семиреченского казачьего войска со столицей в городе Верный (переименован в Алма-Ату), а промышленность строили русские, как и Байконур, арендная плата за который взимается с Москвы, в Казахстане говорить запрещено. За это сажают. И, естественно, сегодня не видно никаких следов благодарности за помощь России в избежании государственного переворота в январе этого года, который, между прочим, готовили западные специалисты, в чьи объятия так стремится попасть казахский истеблишмент.
Очевидно, у наших партнеров по ОДКБ, Евразийскому экономическому сообществу, ШОС и пр., память о помощи российских миротворцев слишком коротка. Открывая на днях мемориал погибшим, Токаев даже не обмолвился о роли России и ОДКБ, утверждая, что справиться с масштабными протестами казахи смогли лишь благодаря своему единству. Но это не самое главное. Гораздо хуже, что Москва принижает свою роль в жизни Казахстана. Вместо того, чтобы требовать все, что причитается, она играет на равных в партнерство с политиками, чей азиатский менталитет воспринимает всерьез исключительно демонстрацию силы.
В результате все складывается так, как складывается: сильнее раскручивается маховик русофобии, с карты исчезли практически все изначальные названия построенных русскими городов – Гурьев, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Акмолинск, украинцам отправляются генераторы (и что-то еще, о чем пока не говорят вслух), исключительные преференции даются американским военным биолабораториям.
Как констатирует журналист и сопредседатель Социалистического движения Казахстана (незарегистрированной марксистской молодежной политической организации) Айнур Курманов, сегодня в государстве собралось множество оппозиционных Москве людей, которые совместно с американскими фондами, НПО, казахстанскими либералами и националистами пытаются подрывать инициативы России. Благоприятную почву для этого создают также многочисленные мигранты, бежавшие от мобилизации, и осевшие в городах Казахстана либерально настроенные айтишники, работающие на западные компании.
Так что уже в недалекой перспективе Казахстану отводится роль оружия США против России и колонии, которая будет саботировать индустриальные и интеграционные процессы в СНГ. Все это нас действительно ожидает, если мы, наконец, не перестанем делать реверансы в сторону ветреного соседа, а начнем говорить с позиции своих национальных интересов, используя, в том числе, огромное количество рычагов влияния и давления, которые имеем.